Программа школа "Умницы"
Паспорт программы
1 | Наименование программы | Подготовка к школе в школе развития «Умницы» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
4 | Задачи программы |
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
|
5 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
6 | Основные направления программы |
Адаптация к школьному обучению проходит через:
• формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
• расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
• обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
• логическую и символическую пропедевтику.
|
7 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 5-7-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
8 | Ожидаемые результаты |
• обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
• развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
• формирование его готовности к систематическому обучению
|
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества с взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и позитивное отношение к школе.
Цели занятий:
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие целенаправленного внимания и наблюдательности;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие мышления и речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
- совершенствование навыков монологической речи;
- совершенствование навыков диалогической речи;
- развитие мимики и пантомимики;
- развитие фантазии и воображения;
- развитие способностей к глубокому образному мышлению;
- развитие способностей к установлению причинно-следственных связей;
- развитие творческих способностей;
- формирование эмоционально-волевой сферы;
- формирование этических представлений;
- повышение уверенности в себе.
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Порядок организации работы школы «Умницы»:
- группы формируются из детей 5-7-летнего возраста;
- продолжительность обучения с 32 недели;
- наполняемость групп не более 15 человек;
- режим занятий: 2 раза в неделю – 3 занятия по 30 минут
- Звуковичок (логопедические занятия)
- Развивающие игры (психологические занятия)
- Раз ступенька, два ступенька (основы математических знаний)
- Английский язык
- Ритмический современный и бальный танец
- Развитие речи с элементами письма